Клинические рекомендации не могут содержать нормативных предписаний21 ноября 2024
Министерство здравоохранения России изложило собственную позицию о юридической природе клинических рекомендаций (Письмо Минздрава России от 30 октября 2024 г. № 17-1/3135293-61313
https://base.garant.ru/410657108/):
- клинические рекомендации (далее также КР), в отличие от нормативных правовых актов, разрабатываются не органом исполнительной власти, а медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (далее – МПНКО) по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний). Минздрав лишь формирует перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются КР, однако МПНКО могут разработать КР и по тем заболеваниям/ состояниям, которых в данном перечне нет;
- КР, одобренные научно-практическим советом и утвержденные МПНКО, размещаются на официальном сайте Минздрава России в сети "Интернет" (Рубрикатор клинических рекомендаций
https://cr.minzdrav.gov.ru/clin_recomend), заметим, в отличие от нормативных правовых актов, которые публикуются на pravo.gov.ru;
- в связи с этим, полагает Минздрав, клинические рекомендации не являются ни нормативными, ни правовыми актами и, следовательно, не могут содержать нормативных предписаний;
- но при этом лечащий врач, выбирая тактику диагностики и лечения заболевания в зависимости от особенностей заболевания и/или состояния пациента, должен использовать в качестве основы своей деятельности, в том числе, клинические рекомендации и порядки оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи.
Отметим, что вывод о ненормативном характере КР является далеко не бесспорным, учитывая, что ч. 10 ст. 3 Закона об основах охраны здоровья граждан ясно и недвусмысленно относит КР к нормативным правовым актам, принимаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом и устанавливающим обязательные требования. При этом довод ведомства о несоответствии процедуры принятия и опубликования КР тем требованиям, что установленным в Правилах подготовки нормативных правовых актов ФОИВ и их госрегистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009), может быть преодолен тем, что отдельный, специальный порядок принятия и опубликования данных актов установлен не Кабмином, а федеральным законом, и возникшая ситуация разрешается применением общеправового принципа "lex specialis derogat generali", определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм.
Однако, что более важно, даже указанный тезис Минздрава о ненормативном и неправовом характере КР вовсе не отменяет их обязательности, поскольку:
- согласно прямому указанию Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская помощь организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций, а медорганизация обязана обеспечивать оказание пациентам именно такой медпомощи (на основах КР),
- качество медпомощи, оказанной в рамках ОМС, оценивается именно на соответствие КР.
Нельзя не отметить также, что Верховный Суд РФ прямо высказался об обязательности КР (и даже с приданием им обратной силы, мы подробно писали
https://www.garant.ru/news/1649811/ об этом), а нижестоящие суды санкционируют использование КР территориальными органами Росздравнадзора в целях проведения лицензионных проверок медорганизаций (обзор такого дела недавно попал в наши новости
https://base.garant.ru/57508824/#block_202411062).
Наконец, данного подхода придерживаются и судебные эксперты, а именно они формируют заключение о качестве спорной медицинской помощи для суда.
https://www.garant.ru/news/1768847/
"Некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий." Козьма Прутков