noosha » 20 авг 2015, 16:40
В Нижнем Новгороде как не было, так и нет тест-полосок для диабетиков, даже детям выдают с трудом, перебои с инсулином лично у меня. Суды зачастую выносят отказы в нашем регионе,
а насчет отсутствия стандартов- по рекомендациям лечащего врача. Собираем рекомендации, и -в суд. Кучами собираем, где бы еще всем таких судей хватило!
Дело № 2-462/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Кривошаповой М.В. единолично,
при секретаре Поповой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Раковой М.Е.,
представителя истца Мананкова И.В.,
представителей ответчиков:
ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница» - Иванова А.Е.
Министерства здравоохранения Волгоградской области – Гужова М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июля 2014 года в р.п. Иловля Волгоградской области гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах Мананкова А. И. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иловлинская центральная районная больница», министерству здравоохранения Волгоградской области, министерству финансов Волгоградской области о понуждении к обеспечению изделиями медицинского назначения и взыскании расходов на их приобретение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области обратился в суд в интересах Мананкова А.И. с иском к ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ», министерству здравоохранение Волгоградской области, министерству финансов Волгоградской области в котором просит признать бездействие Министерства здравоохранения Волгоградской области, выразившееся в необеспечении Мананкова А.И. тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчета 150 шт. в месяц в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» Иловлинского муниципального района Волгоградской области обеспечить своевременное оформление рецептов Мананкову А.И. на тест - полоски для определения уровня глюкозы в крови в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать Министерство здравоохранения Волгоградской области обеспечить Мананкова А.И. медицинским изделием (тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с министерства финансов Волгоградской области в пользу Мананкова А.И. расходы на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови в размере 3619 руб.65 коп.
В обоснование своих требований прокурор указал то, что Мананков А.И., 05.07. 1989 года рождения, страдает сахарным диабетом, является инвалидом 3 группы, в связи с чем нуждается в инсулинотерапии, и в бесплатном обеспечении тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчета 150 шт. в месяц.
За период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мананков А.И. 9 раз обращался в ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» за рецептом на указанное медицинское изделие.
За указанный период Мананков А.И, должен быть обеспечен тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в количестве 750 шт, однако больному выписано 300 шт. тест-полосок.
Поскольку Мананков А.И. бесплатными тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчета 150 шт. в месяц не обеспечен, он был вынужден приобретать их за собственные средства и приобрел их в указанный период на общую сумму 3619 руб. 65 коп.
Согласно ст.ст.6.1,6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 10 июля 2012 года № 234-п, министерство финансов Волгоградской области 2.1.26 выступает от имени казны Волгоградской области, в том числе обращается в суды или иные органы с заявлениями, исками, жалобами в интересах областного бюджета.
Осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
В связи с тем, что действиями государственных органов Волгоградской области Мананкову А.И, причинен имущественный ущерб, выразившийся в произведённых им затратах на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови на общую сумму 3619 руб.65 коп., данный ущерб подлежит взысканию с министерства финансов Волгоградской области в пользу Мананкова А.И. поскольку в силу приведённых выше положений нормативных актов Волгоградской области именно оно осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета.
В силу требований Бюджетного кодекса РФ (ст. 158), а также Положения о министерстве финансов Волгоградской области, возложена обязанность по осуществлению исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Неисполнение ответчиками обязательств, установленных Законом, нарушило право инвалида 3 группы Мананкова А.И. на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на получение жизненно необходимых лекарственных средств, в связи с чем прокурор в его интересах обратился в суд с данным заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора района Ракова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Мананков И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме. При этом пояснил, что Мананков А.И. его сын. Истец страдает сахарным диабетом, является инвалидом 3 группы, не работает. По состоянию здоровья сын нуждается в постоянном контроле сахара в крови, в связи с чем ему необходимы тест-полоски для глюкометра, которые в соответствии с законом ему должны быть на основании рецепта врача выданы бесплатно из расчета 150 шт. в месяц. За период 01.01.2014 г. по 31.05.2014 г. Мананков А.И. неоднократно обращался в ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» за рецептом на указанное медицинское изделие. Однако, рецепт ему выдавался только при наличии тест-полосок в аптеке. За указанный период Мананков А.И. должен быть обеспечен тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в количестве 750 шт, однако ему выписано 300 шт. тест-полосок. Поскольку Мананков А.И. бесплатными тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчета 150 шт. в месяц не обеспечен, он был вынужден приобретать их за собственные средства и приобрел их в указанный период на общую сумму 3619 руб. 65 коп., которую просит взыскать с ответчиков.
Представитель ответчика ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ И. А.Е. иск не признал, и суду пояснил, что Мананкову А.И. были выписаны рецепты на тест-полоски в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом».
Представитель ответчика – министерства здравоохранения Волгоградской области Гужев М.В. исковые требования не признал и суду пояснил, что бездействий со стороны Министерства здравоохранения Волгоградской области по обеспечению лекарственными препаратами нет. В соответствии с Законом Волгоградской области от 27 декабря 2012 года № 181-ОД «Об областном бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов» на лекарственное обеспечение региональных льготников в 2014 году утверждена сумма в размере 170040, 50 тыс. рублей. Указанный объем денежных средств крайне недостаточен для полноценного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области. В соответствии с решениями Экспертного совета министерству необходимо дополнительное финансирование для бесплатного лекарственного обеспечения граждан Волгоградской области. В период 2013-2014 г.г. министерство неоднократно обращалось в адрес министерства финансов Волгоградской области, депутатов Волгоградской областной Думы о необходимости дополнительного выделения бюджетных средств. Однако до настоящего времени средства не выделены, в связи с чем, отсутствуют достаточные средства для обеспечения Мананкова А.И. лекарственными препаратами в полном объеме.
Кроме того, прокурор не обосновал размер исковых требований (количества требуемых тест-полосок) с позиции норм снабжения в год, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 сентября 2007 № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимм сахарным диабетом».
Представитель ответчика – Министерства финансов Волгоградской области, будучи извещен в установленном законом порядке о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В возражениях исковые требования не признал, указал то, что органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области, в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.05.2012 года является министерство здравоохранения Волгоградской области.
Минздрав же осуществляет и функции главного распорядителя средств областного бюджета в пределах предоставленных полномочий в установленной сфере деятельности. В соответствии с законом Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителем средств областного бюджета в части лекарственного обеспечения является уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охран здоровья – министерство здравоохранения Волгоградской области.
П.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ на главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность выступать в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Ссылка прокурора Иловлинского района Волгоградской области на полномочия Минфина по осуществлению исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является несостоятельной, поскольку данное полномочие регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ и определяет порядок исполнения уже вступивших в законную силу судебных актов на основании исполнительных документов.
Представитель ответчика считает, что министерство финансов Волгоградской области, как орган исполнительной власти Волгоградской области, право Мананкова А.И. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не нарушало, виновных действий (бездействия) в отношении Мананкова А.И. не совершало, полномочиями в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области не обладает, право и обязанность главного распорядителя бюджетных средств в установленной сфере деятельности выступать в суде по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов по ведомственной принадлежности закреплены Бюджетным кодексом РФ, п.3 ст. 125 ГК РФ, ввиду чего надлежащим ответчиком по настоящему делу министерство финансов Волгоградской области являться не может.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора района Ракову М.Е., представителя истца Мананкова И.В., представителей ответчиков Иванова А.Е., Гужова М.В., свидетеля Щербинину М.А., исследовав письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 ст.76 Конституции РФ).
В силу п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 части 5 раздела III приложение 3 к Закону Волгоградской области от 15.02.2013 №15-ОД «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2013 год и плановой период 2014 и 2015 годов», при оказании плановой амбулаторной медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств гражданина, за исключением лекарственных препаратов (в том числе специализированных продуктов лечебного питания) и медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации для перечня групп населения и категорий заболеваний, установленных в приложении 6.
Обеспечение лекарственными препаратами граждан в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части осуществляется через медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь по месту их прикрепления, согласно Порядку лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденному постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года № 290-п.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка, обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами осуществляется по рецептам на необходимые лекарственные препараты (далее именуются - рецепты) бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости за счет средств бюджета Волгоградской области.
Необходимые лекарственные препараты бесплатно предоставляются гражданам, страдающим следующими заболеваниями: диабет.
Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях по рецептам бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области приведен в приложении к настоящему Порядку.
Согласно данному Перечню, по разделу «сахарный диабет» включены тест- полоски для глюкометров.
Аналогичные нормы содержатся также и в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленном в приложении 6 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2013 год и плановой период 2014 и 2015 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 15 февраля 2013 года №15-ОД.
Согласно пункту 11 Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденному постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года № 290-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.02.2012 года №90-п, постановлений Правительства Волгоградской обл. от 31.10.2012 N 451-п, от 19.03.2013 N 112-п, от 11.04.2014 N 175-п) министерство здравоохранения Волгоградской области осуществляет, в частности, следующие функции:
- рассматривает заявления от руководителей учреждений здравоохранения об участии (исключении) учреждений здравоохранения в оказании первичной медико-санитарной помощи гражданам в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.
- проводит мониторинг реализации прав граждан на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, формирует отчетную документацию по организации обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами;
-организует информационное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, аптечными организациями и организацией, оказывающей услуги хранения, учета, доставки и отпуска необходимых лекарственных препаратов, в целях лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее именуются - логистические услуги).
- контролирует обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами;
- организует Экспертный совет по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, утверждает состав и положение об Экспертном совете по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2012 года №90-п конкретно определен алгоритм взаимодействия организаций при осуществлении мероприятий по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.
Так, учреждения здравоохранения систематически анализируют исполнение заявок и контролируют обоснованность назначений и надлежащее оформление рецептов (п.13 Порядка).
Рецепты гражданам оформляют медицинские работники, включенные в Территориальный регистр врачей (фельдшеров, акушерок), имеющих право на выписку рецептов на необходимые лекарственные препараты гражданам бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости за счет средств бюджета Волгоградской области, в соответствии с приказами руководителей учреждений здравоохранения о предоставлении медицинским работникам такого права (п.14 Порядка).
Пунктом 15 Порядка определено то, что организация, оказывающая логистические услуги, осуществляет снабжение необходимыми лекарственными препаратами аптечные предприятия, с которыми заключены договоры на осуществление мероприятий в рамках обеспечения необходимыми лекарственными препаратами граждан, в соответствии с заявками учреждений здравоохранения.
Между учреждениями здравоохранения, организацией, оказывающей логистические услуги, и аптечными предприятиями, осуществляющими обеспечение необходимыми лекарственными препаратами граждан, производится постоянный обмен информацией о поступлении необходимых лекарственных препаратов в организацию, оказывающую логистические услуги, выписке рецептов в учреждениях здравоохранения, поступлении и обеспечении рецептов в аптечных предприятиях, а также о структуре и количестве необеспеченных рецептов (п.16 Порядка).
В силу постановления Губернатора Волгоградской области от 05 мая 2012 года №267 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Волгоградской области» министерство здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (п.2.1.13); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Министерства (п.2.1.34); осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Министерства (п.2.1.35).
Согласно п.53 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу п.1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 года №110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
В судебном заседании установлено то, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка по обращению Мананкова А.И. по вопросу ненадлежащего обеспечения тест полосками к глюкометру.
В ходе проверки установлено то, что Мананков А.И. состоит на учете в эндокринологическом кабинете с 2008 года по поводу инсулинопотребного сахарного диабета. Является инвалидом 3 группы бессрочно. С учётом клинического течения сахарного диабета истцу показан постоянный контроль сахара крови. Средняя потребность в тестполосках составляет не менее 150 штук в месяц.
Согласно справки эндокринолога Мананков А.И. инвалид 3 группы, состоит на учете в эндокринологическом кабинете с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа, лабильное течение. Страдает данным заболеванием и регулярно наблюдается с октября 2008 года и по настоящее время. С учетом клинического течения больной нуждается в измерении сахара крови перед каждым приемом пищи, перед сном и в случаях ухудшения состояния. В среднем контроль сахара крови составляет 4-5 раз в день. Ориентировочная месячная потребность в тест-полосках составляет с начала заболевания (2008) и по настоящее время не менее 150 штук. (л.д.13)
Мананков А.И. имеет право на бесплатное обеспечение по рецептам врача тест - полосками для глюкометров при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, что не оспаривается сторонами (л.д. 9-10, 16-19).
Как следует из выписки из медицинской карты амбулаторного больного Мананкова А.И. в 2014 году Мананков А.И, обращался в эндокринологический кабинет по поводу своего заболевания 9 раз. Истцу регулярно выписывался инсулин, тестполоски в соответствии с наличием их в аптеке Волгофарм. При потребности за 5 месяцев тестполосок в количестве 750 штук, истцу выписано 300 штук. Основная причина необеспечения тестполосками в полном объеме – их отсутствие в аптеке Волгофарм в достаточном количестве. ( л.д.12) (л.д.5).
Вышеуказанные обстоятельства следуют из пояснений представителя истца, подтверждаются представителями ответчиков – ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» и министерства здравоохранения Волгоградской области в судебном заседании, а также показаниями свидетеля Щербининой М.А. о том, что она является врачом терапевтом. Мананков А.И. состоит на учете в ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет (инсулинопотребная форма), признан инвалидом 3 группы. Мананкову А.И. определена нуждаемость в тестполосках – 150 штук в месяц. Однако, истцу необходимое количество тест-полосок в 2014 году не выписывалось. Мананков А.И. ежемесячно обращается за рецептом, однако рецепты ему не выписываются, так как данного препарата нет на складе ГУП «Волгофарм». При отсутствии лекарственного препарата на складе рецепт на него в ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» не выписывается. Так, за январь-май 2014 года больному положено выписать 750 штук тестполосок, однако, фактически больному выписано 300 шт. тестполосок. Тест-полоски истцу жизненно необходимы.
Судом бесспорно установлено то, что с 01 января 2014 года по 31 мая 2014 года нуждаемость Мананкова А.И. в тест полосках для глюкометра составила: 150 полосок х 5 месяцев = 750 полосок.
Истец был обеспечен бесплатно медицинскими изделиями в количестве 300 штук. ( л.д.20-23)
С 13 января 2014 года по 26 апреля 2014 года Мананковым А.И. за свои личные средства были приобретены тест полоски для глюкометра на общую сумму 3619 рублей 65 копеек, что подтверждается товарными чеками № 24297 от 19.04.2014 г., № 40041 от 26.04.2014 г., № 44117 от 13.01.2014 г., № 05362 от 07.04.2014 г., № 39831 от 12.04.2014 г. ( л.д.24-27)
Таким образом, бездействие министерства здравоохранения Волгоградской области противоречит действующему законодательству, повлекло существенное нарушение прав инвалида Мананкова А.И. на бесплатную медицинскую помощь.
Обязанности, предусмотренные законом, не были надлежащим образом выполнены со стороны министерства здравоохранения Волгоградской области, поскольку, несмотря на нуждаемость Мананкова А.И. в тест -полосках для инсулина, министерство здравоохранения Волгоградской области контроль за обеспечением его необходимыми медицинскими изделиями в должной мере не осуществляло, действенных мер по защите нарушенных прав пациента не приняло.
При таких обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Волгоградской области, выразившегося в неполном обеспечении Мананкова А.И. медицинскими изделиями – тест полосками для глюкометра в период с января 2014 года по 31 мая 2014 года.
По тем же основаниям суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о понуждении ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обеспечить своевременное оформление рецептов Мананкову А.И. на тест – полоски для глюкометра в объёме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями; о понуждении министерства здравоохранения Волгоградской области, как главного распорядителя бюджетных средств, ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объёмы финансовых средств, необходимых для обеспечения, в соответствии с медицинскими показаниями, Мананкова А.И. тест - полосками.
Доводы представителей ответчиков ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» Иванова А.Е. и представителя министерства здравоохранения Гужова М.В. о том, что истец обеспечен тест-полосками в соответствии с нормами снабжения в год, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 сентября 2007 № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» суд считает несостоятельными.
Стандарт медицинской помощи не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Более того, решением Верховного суда Российской Федерации от 09
от 9 апреля 2014 г. N АКПИ14-152 признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 582 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом".
Выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, необходимых для их исполнения, в связи с чем, суд считает несостоятельным и довод представителя ответчика министерства здравоохранения Волгоградской области об отсутствии дополнительного финансирования для бесплатного лекарственного обеспечения Мананкова А.И.
Также несостоятельными суд считает доводы представителя ответчика – министерства здравоохранения Волгоградской области о том, что прокурором района не представлено доказательств в обоснование размера исковых требований (количества требуемого лекарственного препарата) с позиции норм снабжения в год. В судебном заседании были исследованы медицинские документы Мананкова А.И., подтверждающие его нуждаемость в тест-полосках в год.
В соответствии со статьёй 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Волгоградской области, утверждённым постановлением Правительства Волгоградской области от 10 июля 2012 года №234-п, министерство финансов Волгоградской области 2.1.26. Выступает от имени казны Волгоградской области, в том числе обращается в суды или иные органы с заявлениями, исками, жалобами в интересах областного бюджета (п.2.1.26).
Осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (п.2.1.27).
В связи с тем, что действиями государственных органов Волгоградской области Мананкову А.И. причинён имущественный ущерб, выразившийся в произведённых им затратах на приобретение тест-полосок для глюкометра в сумме 3619 рублей 65 копеек, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о взыскании с министерства финансов Волгоградской области в пользу Мананкова А.И. расходов на приобретение указанного препарата, поскольку, в силу приведённых выше положений нормативных актов Волгоградской области, именно оно осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета.
По указанным основаниям суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика – министерства финансов Волгоградской области, изложенные в его письменных возражениях, о несогласии с иском.
Между тем, указанные доводы не имеют какого-либо правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку именно на министерство финансов Волгоградской области, в силу требований Бюджетного кодекса РФ (ст.158), а также Положения о министерстве финансов Волгоградской области, возложена обязанность по осуществлению исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Учитывая то, что Мананков А.И. обратился к прокурору района с заявлением о защите нарушенных прав в сфере охраны здоровья, социальной защиты, прокурором предъявлено исковое заявление в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учетом характера заболевания Мананкова А.И., промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению здоровья истца, в связи с чем имеется реальная необходимость в его незамедлительном исполнении.
Таким образом, суд считает необходимым в части возложения на министерство здравоохранения Волгоградской области обязанности обеспечить Мананкова А.И. медицинским изделием – тест полосками для определения уровня глюкозы в крови в объёме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В остальной части суд считает, что оснований для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как при подаче иска прокурор района был освобождён от уплаты государственной пошлины, а в силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики - министерство здравоохранения Волгоградской области и министерство финансов Волгоградской области как государственные органы, освобождены от уплата госпошлины, суд считает необходимым взыскать с ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей, что соответствует требованиям п.3 ч.1 ст.333.19 и п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах Мананкова А. И. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иловлинская центральная районная больница», министерству здравоохранения Волгоградской области, министерству финансов Волгоградской области о понуждении к обеспечению изделиями медицинского назначения и взыскании расходов на их приобретение – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Волгоградской области, выразившееся в необеспечении Мананкова А. И. тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчета 150 шт. в месяц в период с 01 января 2014 года по 31 мая 2014 года.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иловлинская центральная районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Мананкову А. И., на изделия медицинского назначения – тест полоски для определения уровня глюкозы в крови в объёме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать министерство здравоохранения Волгоградской области обеспечить Мананкова А. И. медицинским изделием - тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в объёме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с министерства финансов Волгоградской области за счёт средств казны Волгоградской области в пользу Мананкова А. И., расходы на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови в сумме 3619 рублей 65 копеек.
В части возложения обязанности на министерство здравоохранения Волгоградской области обеспечить Мананкова А. И. медицинским изделием (тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови) в объёме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, решение обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иловлинская центральная районная больница», государственную пошлину в доход бюджета Иловлинского муниципального района Волгоградской области в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Кривошапова
Вид Гражданское
Этап Первая инстанция
Регион Волгоградская область
Суд Иловлинский районный суд (Волгоградская область)
Судья Кривошапова Марианна Викторовна
Категория Прочие исковые дела
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Дата 07.07.2014
Поддержать РосПравосудие
руб.
(подробнее)
Участники процесса:
Зарегистрируйтесь чтобы добавить участников процесса.
________________________________________
[size=85][color=green]Добавлено спустя 53 минуты 27 секунд:[/color][/size]
По деткам:
Решение № М-279/2014 2-325/2014 2-325/2014~М-279/2014 от 30 мая 2014 г.
Инзенский районный суд (Ульяновская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела
________________________________________
Дело №2-325/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 мая 2014 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,
с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,
при секретаре Марфиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в интересах П.М.М. к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Инзенская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить П.М.М. необходимым количеством медицинских изделий – тест-полосками,
у с т а н о в и л :
Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в интересах П.М.М. к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области (Далее – Минздрав Ульяновской области), государственному учреждению здравоохранения «Инзенская центральная районная больница» (Далее – ГУЗ «Инзенская ЦРБ») о возложении обязанности обеспечить П.М.М. необходимым количеством медицинских изделий – тест-полосками, предназначенными для контроля уровня сахара в крови, в количестве 3 упаковок ежемесячно (по 50 штук в упаковке).
В обоснование иска указано, что прокуратурой Инзенского района проведена проверка по обращению Платоновой Н.А., в котором она указала на недостаточность ежемесячного обеспечения ее сына П.М.М. медицинскими изделиями – тест-полосками, предназначенными для контроля уровня сахара в крови.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» обеспечение необходимыми медицинскими изделиями льготной категории граждан также осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 года №864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов.
В настоящее время являются действующими 2 стандарта оказания медицинской помощи больным детям с данным заболеванием: стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 года №582, в соответствии с которым среднее количество тест - полосок из расчета на 365 дней составляет 730 штук; стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденный приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 №750н, в разделе «Лабораторные методы исследования» которого указан усредненный показатель кратности проведения исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора – 1460 раз в год (4 раза в день).
Установлено, что П.М.М. имеет заболевание «....», является ребенком-инвалидом.
Платонова Н.А. в своем обращении также указала на четырехкратные замеры уровня глюкозы в крови в соответствии с рекомендациями врача.
Из информации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 19.03.2014 года следует, что стандартом, утвержденным приказом №750н, обеспечение медицинскими изделиями (тест - полосками для определения уровня глюкозы в крови) при амбулаторном лечении не предусмотрено.
Вместе с тем, учитывая, что стандарт включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских изделий, факт отсутствия тест-полосок не является основанием для отказа в обеспечении необходимым медицинским изделием ребенка- инвалида.
Согласно выписному эпикризу ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 08.04.2013 года лечащим врачом Т.С.В. рекомендовано рассмотреть вопрос о выписке П.М.М. тест-полосок согласно имеющемуся глюкометру 2 упаковки (50 штук в одной упаковке) 1 раз в месяц.
Согласно аналогичному выписному эпикризу от 07.04.2014 года лечащим врачом Т.С.В. рекомендовано рассмотреть вопрос о выписке П.М.М. тест-полосок согласно имеющемуся глюкометру 3 упаковки (50 штук в одной упаковке) 1 раз в месяц.
Несмотря на врачебные рекомендации, П.М.М. должностными лицами ГУЗ «Инзенская ЦРБ» на 2014 год заказано 14 упаковок тест-полосок (по 1 упаковке -10 месяцев и по 2 упаковки- 2 месяца) согласно лимитам Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области (705 рублей в месяц на каждого гражданина, пользующегося льготами, предоставленными федеральным законодательством и не отказавшегося от набора социальных услуг в соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), исходя из стандартов медицинской помощи больным сахарным диабетом 1 типа, утвержденных приказом Минздравсоцразвития №582.
Вместе с тем, данного количества тест-полосок для П.М.М. недостаточно, что следует как из выписного эпикриза, так и из объяснений врача-эндокринолога ГУЗ «Инзенская ЦРБ» Н.Е.Н.
Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать Минздрав Ульяновской области и ГУЗ «Инзенская ЦРБ» обеспечить П.М.М., ... года рождения, необходимым количеством медицинских изделий – тест-полосками в количестве 3 упаковки ежемесячно (по 50 штук в упаковке).
В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. исковые требования уточнил, просит суд обязать Минздрав Ульяновской области и ГУЗ «Инзенская ЦРБ» с 01.01.2015 года обеспечить П.М.М., ... года рождения, необходимым количеством медицинских изделий – тест-полосками в количестве двух с половиной упаковок ежемесячно (по 50 штук в упаковке). В обоснование уточненных исковых требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель лица, в чьих интересах подано исковое заявление, несовершеннолетнего П.М.М. – Платонова Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в настоящее время в период с января по май 2014 года она получает по одной упаковке тест-полосок. Несмотря на рекомендации врача о четырехкратном измерении уровня сахара в крови ежедневно, приходится производить замеры ежедневно 5-6 раз, так как в настоящее время ребенок проходит период полового созревания, в связи с чем уровень сахара в течение дня часто изменяется. В упаковке содержится 50 штук тест-полосок. Упаковка герметично закрыта, разделить ее невозможно. После обращения к Губернатору Ульяновской области, ей была произведена единовременная выплата на приобретение тест-полосок в размере *** руб. В связи с этим полагает, что на текущий год у нее имеется возможность приобрести необходимое количество тест-полосок. Просит суд удовлетворить уточненные требования прокурора.
Представитель ответчика – Минздрава Ульяновской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором указал, что стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденным приказом Минздрава России от 09.11.2012 года №750н, обеспечение медицинскими изделиями (тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови, иглами для введения инсулина и т.д.) не предусмотрено. Ранее в стандарте медицинской помощи больным инсулинзависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2007 года №582, обеспечение больных тест-полосками было предусмотрено в количестве 730 штук в год (50 штук - 1 упаковка в месяц). Денежные средства для обеспечения льготной категории граждан перечисляются в виде субвенций бюджетам субъектов РФ, которые рассчитываются исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного льготополучателя (вне зависимости от заболевания). В настоящее время согласно Федеральному закону от 21.12.2013 года № 355-Ф3 «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год» норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина составляет 671 рубль. В рамках бюджетного финансирования, предусмотренного на льготное лекарственное обеспечение, Министерством изыскана возможность ежемесячного обеспечения П.М.М. тест - полосками «Уан Тач селект». Тест-полосками по бесплатным рецептам П.М.М. обеспечен в количестве 100 штук (2 упаковки) в январе, по 50 штук ежемесячно в феврале - мае 2014 года. На основании вышеизложенного, Министерство считает исковые требования незаконными и необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – ГУЗ «Инзенская ЦРБ» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором указал, что П.М.М., ... года рождения, в течение 11 лет болен ..... Он один раз в год проходит лечение в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени Ю.Ф.Горячева». При выписке врач дает эпикриз, где расписывает, какое количество инсулина необходимо ребенку в сутки, сколько раз необходимо проводить контроль сахара в крови, и соответственно, какое количество тест -полосок необходимо. С этим эпикризом ребенок приходит к врачу-педиатру Инзенская «ЦРБ», который делает ему расчет необходимого лекарства и средств медицинского назначения на месяц. Заявку в Министерство здравоохранения на все средства и инсулин врачи делают ежегодно в ноябре. Затем ответственный за составление заявки работник ЦРБ вызывается на комиссию по защите этой заявки, где проверяется ее правильность. _На 2014 год выделено около 650 рублей в месяц на каждого федерального льготника, не отказавшегося от социального пакета. Исходя из стандартов оказания медицинской помощи по больным сахарным диабетом 1 типа на 2014 год ЦРБ было заказано детям по 14 упаковок тест-полосок согласно имеющимся глюкометрам (как для взрослых). Большего количества тест-полосок врач выписать не мог, поскольку, тогда бы ЦРБ не уложилось в лимиты, установленные и доведенные до районов Министерством здравоохранения. Согласно последнему эпикризу от 07.04.2014 года ребенку необходимо по 3 упаковки (150 штук) тест-полосок в месяц, несмотря на то, что новым стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете обеспечение медицинскими изделиями тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови, иглами для введения (инсулина) при амбулаторном лечение не предусмотрено. Собственных средств учреждение не имеет и находится в настоящее время в тяжелом финансовом положении.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что П.М.М., ... года рождения, в течение 11 лет является больным ...., ребенком-инвалидом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года №715 .... включен в перечень социально значимых заболеваний.
Статьей 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно ч.1 ст.37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии со ст.6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона (в том числе дети-инвалиды), набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови включены в перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 №1.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 года №582, предусмотрено обеспечение больных средним количеством тест-полосок из расчета на 365 дней – 730 штук.
Решением Верховного суда РФ от 09.04.2014 года №АКПИ14-152 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 года №582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 года №750н, в разделе «Лабораторные методы исследования» предусмотрен усредненный показатель кратности проведения исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора - 1460 (4 раза в день).
Учитывая, что стандарт предусматривает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, отсутствие в стандарте указания на тест-полоски, не является основанием для отказа в обеспечении необходимыми медицинскими изделиями ребенка-инвалида.
Доводы ответчиков о том, что стандартом не предусмотрено обеспечение тест-полосками при амбулаторном лечении, суд находит несостоятельными.
В силу ст.33 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно выписному эпикризу ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 08.04.2013 года лечащим врачом рекомендовано рассмотреть вопрос о выписке П.М.М. тест-полосок согласно имеющемуся глюкометру 2 упаковки (50 штук в одной упаковке) 1 раз в месяц.
Согласно аналогичному выписному эпикризу от 07.04.2014 года лечащим врачом рекомендовано рассмотреть вопрос о выписке П.М.М. тест-полосок согласно имеющемуся глюкометру 3 упаковки (50 штук в одной упаковке) 1 раз в месяц.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Н.Е.Н., работающая врачом-эндокринологом ГУЗ «Инзенская ЦРБ» пояснила, что Платонова Н.А. обращалась к ней в январе 2014 года. Обращение было в связи с тем, что ее сыну П.М.М. недостаточно выделяемых тест-полосок для измерения уровня сахара в крови. Заявка на 2014 год составлялась заранее. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области заявку необходимо предоставить в ноябре. На П.М.М. было заказано 14 упаковок на 2014 год. Когда в апреле 2014 года П.М.М. приехал с обследования в областной больнице, он представил эпикриз, где было рекомендовано измерять сахар 4 раза в день. Это связано с тем, что больной входит в пубертатный период, происходит гормональный всплеск, уровень сахара резко колеблется и нужно чаще измерять уровень сахара. Упаковка с тест-полосками герметично закрыта, разделить упаковку нельзя.
В судебном заседании установлено, что П.М.М. ГУЗ «Инзенская ЦРБ» на 2014 год заказано 14 упаковок тест-полосок (по 1 упаковке -10 месяцев и по 2 упаковки- 2 месяца) согласно лимитам Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области (705 рублей в месяц на каждого гражданина, пользующегося льготами, предоставленными федеральным законодательством и не отказавшегося от набора социальных услуг в соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), исходя из стандартов медицинской помощи больным сахарным диабетом 1 типа, утвержденных приказом Минздравсоцразвития №582.
С учетом усредненного показателя кратности проведения исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора - 1460 (4 раза в день), установленного стандартом, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 года №750н, принимая во внимание невозможность разделить упаковку (50 штук), суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом обеспечение П.М.М. тест-полосками необходимо произвести из расчета 2,5 упаковки в месяц, то есть чередуя, один месяц – 3 упаковки, второй месяц – 2 упаковки.
В соответствии со ст.6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 года №864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328,пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, утв. Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 15.11.2013 года №537-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, труда, содействия занятости населения, социального развития и социальной защиты населения.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет: управление предоставлением социальной помощи в установленном порядке, управление социальной поддержкой отдельных категорий населения, управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов.
Согласно п.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В соответствии с п.4 ст.158 и п.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.
Таким образом, отсутствие средств у ГУЗ «Инзенская ЦРБ» делает невозможным исполнение решения суда в части обеспечения П.М.М. тест-полосками без участия Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
При таких обстоятельствах суд находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области в интересах П.М.М. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение здравоохранения «Инзенская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области обеспечить П.М.М. тест-полосками, предназначенными для контроля уровня сахара в крови, с 01.01.2015 года в количестве 2,5 упаковки (50 штук в упаковке) в месяц, чередуя, один месяц – 3 упаковки, второй месяц – 2 упаковки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Суд:
Инзенский районный суд (Ульяновская область) (подробнее)
Истцы:
Прокурор в защиту прав несовершеннолетнего Платонова Максима Максимовича (подробнее)
Ответчики:
ГУЗ "Инзенская центральная районная больница", Министерство здравоозхранения и социальной защиты Ульяновской области (подробнее)
Судьи дела:
Токунов Д.В. (судья) (подробнее)
Печать документа
«Судебные и нормативные акты РФ»
Email для связи support@sudact.ru
- За это сообщение автора noosha поблагодарили: 4
- АНГЕЛ (20 авг 2015, 16:54) • KRONa (06 ноя 2015, 13:58) • Розалинда (20 авг 2015, 17:13) • Хорошка (21 авг 2015, 16:25)