noosha » 12 авг 2016, 14:19
У меня суд длится больше года, прикладываю положительное решение пациента из моей поликлиники:
Апелляционное определение № 33-5454/2016 от 10 мая 2016 г. по делу № 33-5454/2016
Нижегородский областной суд (Нижегородская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела
________________________________________
Судья Спирина И.В. Дело № 33-5454/2016
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Захаровой С.В.,
при секретаре: Гульовской О.Р.,
с участием: истца 00000000ого 00000000, представителя ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области Гаврилиной Н.А., представителя ответчика ГБУЗ НО «ГКБ № 34 Советскогорайона г.Н.Новгорода» Воробьевой К.Б.
дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Нижегородской области, возражениям на нее,
на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 30 ноября 2015 года по гражданскому делу
по иску и.о. прокурора Советского района г.Нижнего Новгорода в интересах 00000000ого 00000000 к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Городская клиническая больница№34 Советского района г.Н.Новгорода» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, своевременного оформления рецептов,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Советского района г.Нижнего Новгорода, действующий в интересах 00000000ого 00000000 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 Советского района г.Н.Новгорода» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, своевременного оформления рецептов.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что 00000000ий 00000000 является инвалидом Ш группы, состоит на диспансерном учете с диагнозом сахарный диабет первый тип тяжелого течения со склонностью гипоклимическим состоянием, осложненный диабетической пролиферативной ретинопатией, сенсерной полинейропатией, ангиопатией нижних конечностей, гипертоническая болезнь 2 степени, риск 4, осложненная. ИБС: стенокардия напряжения КФК 11 атеросклеротический кардиосклероз, нарушения ритма по типу желудочной экстрасистолии Н 1-11, доброкачественная гиперплазия предстательной железы 11 ст.
Прокуратурой Советского района г. Нижнего Новгорода проведена проверка соблюдения действующего законодательства при обеспечении 00000000ого 00000000 мерами социальной поддержки. В ходе проведенной проверки установлено, что 00000000ий 00000000 с 1966 года наблюдается в ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 Советского района г. Н. Новгорода» с диагнозом «сахарный диабет первого типа», в связи с чем нуждается в инсулинотерапии. 00000000ий 00000000 является инвалидом ПI группы, от социального пакета на ДД.ММ.ГГГГ год не отказался.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного, 00000000ому 00000000 лечащим врачом рекомендована периодичность измерения уровня глюкозы в крови 4 - 5 раз в сутки, то есть в среднем в месяц 120 - 150 раз, что обусловливает его нуждаемость в тест-полосках в соответствующем размере.
Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2014 №928 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в качестве медицинских изделий, отпускаемых населению при амбулаторном лечении бесплатно, указаны иглы к шприц-ручкам для инсулина (п.131) и тест-полоски для определения гликемии (п.133).
Таким образом, 00000000ий 00000000 имеет право на бесплатное обеспечение по рецептам врача тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Вместе с тем, тест-полосками и инсулиновыми иглами 00000000ий 00000000 не обеспечивается. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года 00000000ий 00000000 неоднократно обращался в Учреждение по вопросу обеспечения его тест-полосками, которые ему в соответствии с рекомендациями лечащего врача не выданы в общем количестве 900 шт. В ДД.ММ.ГГГГ года 00000000ому 00000000 выписан рецепт на получение соответствующих медицинских изделий, по которому 00000000ий 00000000 медицинскими изделиями также обеспечен не был. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года 00000000ий 00000000 был лишен права на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми медицинскими изделиями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Обязанности, предусмотренные законом, министерством здравоохранения Нижегородской области надлежащим образом выполнены не были. Несмотря на нуждаемость 00000000ого 00000000 в тест-полосках и инсулиновых иглах, Министерство здравоохранения Нижегородской области контроль за обеспечением 00000000ого 00000000 необходимыми медицинскими изделиями в должной мере не осуществляло, действенных мер по защите нарушенных прав пациента не приняло.
С учетом изложенного, бездействие Министерства здравоохранения Нижегородской области противоречит требованиям действующего законодательства и повлекло существенное нарушение прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь.
Поскольку 00000000ий 00000000 своевременно обратился в Учреждение с соответствующей просьбой, имея необходимые медицинские документы о нуждаемости в соответствующих медицинских изделиях, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения медицинскими изделиями со ссылкой на недостаточность финансовых средств.
В связи с изложенным и.о. прокурора Советского района г. Нижнего Новгорода просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившегося в необеспечении 00000000ого 00000000 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами; обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать обеспечение 00000000ого 00000000 тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами в соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 Советского района г.Н.Новгорода» обеспечить своевременное оформление 00000000ому 00000000 рецептов на тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновые иглы в соответствии с медицинскими показаниями.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 30 ноября 2015 года постановлено:
Исковые требования и.о. прокурора Советского района г.Н.Новгорода в интересах 00000000ого 00000000 удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать обеспечение 00000000ого 00000000 тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами в соответствии с медицинскими показаниями.
Возложить обязанность на ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 Советского района г.Н.Новгорода» обеспечить своевременное оформление 00000000ому 00000000 рецептов на тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновые иглы в соответствии с медицинскими показаниями.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившегося в необеспечении 00000000ого 00000000 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами отказать.
В апелляционной жалобе Министерством здравоохранения Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Заявителем жалобы указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., в рамках действующего законодательства, 00000000ий 00000000 был обеспечен лекарственными средствами на сумму <данные изъяты> рублей, соответственно, норматив денежных средств, выделяемых на одного пациента на дополнительное льготное обеспечение и обеспечение изделиями медицинского назначения на момент вынесения решения был перевыполнен.
В возражениях на апелляционную жалобу ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 34 Советского района г. Нижнего Новгорода» просит решение суда в части возложения на ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 34 Советского района г. Нижнего Новгорода»обязанности по своевременному оформлению 00000000ому 00000000 рецептов на тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновые иглы в соответствии с медицинскими показаниями, оставть без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1).
Согласно части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
При этом перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, формируются Правительством РФ (часть 2 статьи 6.2).
В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно пункту 2.3 Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждения врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Из анализа статьи 6.6 указанного Федерального закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения о включении граждан, в том числе и не относящихся к категориям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, но проживающих на территории соответствующего субъекта, в число получателей набора социальных услуг, а также об оказании за счет средств собственного бюджета дополнительных социальных услуг лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, предусмотрено предоставление инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики по категории заболевания «диабет».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 г. № 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (по Международной классификации болезней (МКБ-10) инсулинонезависимый сахарный диабет имеет код Е:11).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом утвержден, в том числе, и перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручка для введения инсулина и инъекционные иглы к шприц-ручкам.
Согласно данному Стандарту обеспечение пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения производится из расчета на 365 дней лечения, при этом среднее количество тестов для определения глюкозы крови к глюкометру определено в размере 180 штук, инъекционных игл к шприц-ручкам - 110 штук, частота предоставления инъекционных игл - 0,1 (то есть предоставляются не каждому пациенту с диагнозом МКБ-10: Е 11).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2014 №928 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в качестве медицинских изделий, отпускаемых населению при амбулаторном лечении бесплатно, указаны иглы к шприц-ручкам для инсулина (п.131) и тест-полоски для определения гликемии (п.133).
Порядок бесплатного обеспечения населения Нижегородской области изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении в соответствии с указанным законом предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 №77, согласно п.l.5 которого финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях улучшения лекарственного обеспечения граждан.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что инвалид, проживающий на территории Нижегородской области и страдающий инсулинонезависимым сахарным диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение тест-полосок, шприц-ручки и игл к ней; количество медицинских изделий, необходимых инвалиду, определяет лечащий врач; получение медицинских изделий инвалидам осуществляется на основании выписанных рецептов.
Как следует из материалов дела, 00000000ий 00000000 является инвалидом Ш группы, состоит на диспансерном учете с диагнозом сахарный диабет первый тип тяжелого течения со склонностью гипоклимическим состоянием, осложненный диабетической пролиферативной ретинопатией, сенсерной полинейропатией, ангиопатией нижних конечностей, гипертоническая болезнь 2 степени, риск 4, осложненная. ИБС: стенокардия напряжения КФК 11 атеросклеротический кардиосклероз, нарушения ритма по типу желудочной экстрасистолии Н 1-11, доброкачественная гиперплазия предстательной железы 11 ст. От социального пакета на ДД.ММ.ГГГГ 00000000ий 00000000 не отказался и в силу положений ст.6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», получает государственную социальную помощь по категории инвалид в виде набора социальных услуг.
Судом установлено, что 00000000ий 00000000 с ДД.ММ.ГГГГ года наблюдается в ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 Советского района г. Н. Новгорода» с диагнозом «сахарный диабет первого типа», в связи с чем нуждается в инсулинотерапии.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного, 00000000ому 00000000 лечащим врачом рекомендована периодичность измерения уровня глюкозы в крови 4 - 5 раз в сутки, то есть в среднем в месяц 120 - 150 раз, что обусловливает нуждаемость заявителя в тест-полосках в соответствующем размере.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года 00000000ий 00000000 необходимыми тест-полосками не обеспечивался, в иные месяцы ему выдавались рецепты на приобретение тест-полосок, но в меньшем объеме, чем ему требуется.
Учитывая, что необеспеченность 00000000ого 00000000 тест-полосками во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ года была обусловлена отсутствием в Министерстве здравоохранения Нижегородской области заявки от лечебно-профилактического учреждения - ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 г.Н.Новгорода», оказывающего первичную медико-санитарную помощь, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившегося в необеспечении 00000000ого 00000000 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами, с которым судебная коллегия соглашается.
Доводов, оспаривающих решение суда в указанной части, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Установив, что 00000000ому 00000000 выдавались рецепты на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновых игл, в меньшем объеме, чем ему требуется, суд первой инстанции правильно применив вышеприведенные нормы права, пришел к обоснованному выводу о нарушении прав 00000000ого 00000000 на обеспечение медицинскими препаратами в соответствии медицинскими показаниями, в связи с чем правильно возложил на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанность организовать обеспечение 00000000ого 00000000 тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами в соответствии с медицинскими показаниями, и на ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №34 Советского района г.Н.Новгорода» обязанность по своевременному оформлению 00000000ому 00000000 рецептов на тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновые иглы в соответствии с медицинскими показаниями.
Этот вывод мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о превышении нормативов финансовых затрат в месяц по обеспечению 00000000ого 00000000 лекарственными средствами не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку превышение нормативов финансовых затрат в месяц по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными средствами не может исключать права истца на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, гарантированного Конституцией РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона ответчика в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Нижегородской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Суд:
Нижегородский областной суд (Нижегородская область)
Истцы:
00000000ий РМ (
Прокурор Советского р-на г.НН
Ответчики:
ГБУЗ НО ГКБ №34 Советского р-на
Министерство з.Н.Новгорода
Судьи дела:
Будько Елена Валерьевна (судья)